Азиатское влияние

1a

Тем не менее «диффузионисты» расценивают данный факт как лишнее доказательство азиатского влияния, в качестве наиболее вероятных источников которого Р. Хейне-Гельдерн и Г. Экхольм называют Восточную и Юго-Восточную Азию (Япония, Китай, Камбоджа, Индия, Индонезия). И вновь в качестве основных аргументов выдвигаются здесь пресловутые азиатско-американские параллели в искусстве. В длинный список таких параллелей включены каменные храмы, стоящие на вершинах высоких ступенчатых пирамид; колонны и балюстрады в виде змей с открытой пастью; архитектурные полуколонны на фасадах зданий; драконы; солнечные и небесные божества; рельефы с изображениями правителей, сидящих на низких тронах; жезлы, скипетры, носилки, зонтики и балдахины как символы высшей власти и многое другое.

1ayt3unp0eqkthhs5rk6377zrfg

Но особенно ярко, по словам «диффузионистов», проявляется это взаимное родство в изображении лотоса — любимой темы в буддийском искусстве Индии. И на мексиканских рельефах из Чичен-Ицы, и на индийских панелях из Амаравати лотос имеет одну весьма специфическую деталь: горизонтальный отросток корня, который уходит глубоко под воду и не виден человеческому глазу. Как в Мексике, так и в Индии рядом с лотосом часто изображается полулежащая человеческая фигура, морские чудовища и рыбы. Неменее интересно сходство меандровых узоров на бронзовых сосудах из Юго-Восточной Азии и на мексиканских каменных рельефах.