Древние находки

162336_original

В 1791 г. в городе Мехико случайно нашли гигантский каменный цилиндр, вся поверхность которого была испещрена резными рисунками, символами и знаками. Этот величественный монумент, получивший название «Камень Тисока», стоял когда-то перед лестницей главного храма ацтекской столицы Теночтитлана, а после прихода испанцев фанатичные монахи закопали его глубоко в землю как «порождение дьявола», подальше от глаз людских.

162336_original

При внимательном изучении рельефов «Камня Тисока» выяснилось, что это своеобразный победный монумент, возвеличивавший завоевания первых ацтекских царей. «Мы видим пятнадцать пар человеческих фигур, из которых одна всегда изображает ацтекского правителя, а другая — представителя подчиненного населения или страны, которого победитель хватает за волосы… Правители изображены без какой-либо попытки к индивидуальности; наоборот, практически всюду повторяется одна и та же фигура в богатом одеянии с пышным головным убором из перьев. Только у одной из них имеется сбоку иероглиф, которым обозначался Тисок. Это и породило распространенное, но неверное мнение, будто бы на данном монолите изображены победы только этого правителя. В действительности же, судя по названиям покоренных городов и областей, здесь изображены победы нескольких властелинов Теночтитлана, которые имеют облик своего племенного бога Уицилопочтли. Такой способ изображения соответствует общей идее памятника — показать единое господство ацтекского божества во всем мире, т. е. перевести события в область религиозной идеологии» .

Еще больший интерес могли бы представить для историков высеченные на скалах среди рощ Чапультепека рельефы, изображающие ацтекских правителей Ахуицотля и Монтесуму, одетых в костюмы бога Шипе-Тотека.

Главная цель этих памятников тоже состояла, по-видимому, в возвеличивании грабительских походов ацтек ских царей в соседние страны. К сожалению, эти уникальные рельефы почти не сохранились до наших дней. В середине XVIII в. они были уничтожены по специальному приказу испанского вице-короля.

Остается добавить, что «цари-победители» десятки раз появляются на страницах красочных ацтекских и миштекских кодексов, значительная часть которых относится к доколумбовой эпохе (например, кодекс Нутталь, XIV в. н. э.).

Царь в сценах триумфа

Этот мотив практически тесно связан с предыдущим. Чаще всего указанный круг идей воплощался с помощью одного широко распространенного приема: величественная фигура царя-победителя с регалиями и знаками власти или с оружием и обнаженные связанные пленники у его ног, видимо, олицетворявшие собой определенные этнические группы, страны или государства, покоренные могучим монархом. Иногда в подобных же сценах царь попирает ногами связанного пленника (рельеф Аннубанини) или же попросту стоит у него на спине.