Этап Ла Перра Пуэбла.

Здесь, в небольшой засушливой долине Техуакан, на участке в 40 км длиной и 30 км шириной в 1960 г. начала свою работу многочисленная археологическая экспедиция, в состав которой помимо археологов входили ботаники, геологи, зоологи и др. У всех этих ученых была одна общая цель — по скудным остаткам древней культуры воссоздать наиболее вероятную картину жизни далеких предков мексиканцев.

IMG_321

Первые же месяцы работы позволили установить, что в сравнительно небольшой долине сохранилось до наших дней не менее 454 археологических памятников, охватывающих почти все периоды древней истории Мезоамерики.

Наиболее ранний комплекс вещей — Ахуереадо (10000-7200 гг. до н. э.). Его создатели занимались главным образом охотой на крупных животных, хотя собирательство тоже играло в их жизни немалую роль. Следующий этап, Эль Риего (7200-5200 гг. до н. э.), характеризуется уже преобладанием собирательства над охотой. Среди растительных остатков, обнаруженных на стоянках этого времени, — различные травы, дикая кукуруза, агава, магей, кактусы, семена мускатной тыквы. На большое значение собирательства указывают и многочисленные каменные ступки, песты и зернотерки. Культура этапа Кошкатлан развивается непосредственно на основе культуры Эль Риего. Пять радиокарбонных дат позволяют отнести его к 5200-3400′ гг. до н. э. Местное население в это время по-прежнему занимается в основном собирательством, но удельный вес земледелия в хозяйстве продолжает, хотя и медленно, неуклонно возрастать. Уже в начале этого этапа обитатели пещеры Кошкатлан выращивают в небольших количествах кукурузу, мускатную тыкву, перец, а позднее и бобы. Стоянки Кошкатлана имеют довольно мощные напластования хозяйственных отбросов, что свидетельствует о пребывании здесь больших групп людей в течение довольно длительного времени. Очевидно, урожай, полученный от возделывания немногочисленных пока культурных растений, в сочетании с сезонным собирательством дает уже людям возможность долго оставаться на одном месте. Удельный вес продуктов земледелия в питании местного населения увеличивается почти до 10%. Появляются специфические формы зернотерок и каменных чаш, широкий размах приобретает плетение циновок и корзин.