Этап Цакуалли

20160708234657

В 1957 г. вместе с Джеймсом Беннихоффом он приступил к поискам материалов этапа Цакуалли (Теотихуакан I) в зоне города. Друзья упорно, метр за метром исследовали каждый клочок земли, оплывшие холмы больших и малых пирамид, кучи мусора и щебня. Первым признаком, подтвердившим правильность выбранного ими пути, оказалась керамика этапа Цакуалли, россыпи которой лежали прямо на поверхности земли, к северу и северо-западу от Пирамиды Луны. А затем случилось нечто неожиданное. В городе, который считался изученным вдоль и поперек, никто не заметил сущего «пустяка» — целого городского района (Остойахуалько) протяженностью свыше километра. Развалины зданий и пирамид, груды черепков глиняной посуды, статуэтки и каменная утварь стали достойной наградой исследователям, рискнувшим удалиться далеко в сторону от пышного центра Теотихуакана с его дворцами и храмами, как магнит притягивавшими к себе большинство археологов. Вскоре было установлено, что подавляющая часть находок из Остойахуалько относится к этайу Цакуалли, т. е. к наиболее раннему этапу в жизни города. И здесь выяснилось, что посуда гончаров Цакуалли очень похожа на те изящные изделия, которые изготовляли позднее их цивилизованные потомки.

20160708234657

Прямую преемственность между эпохами поздней архаики и цивилизации в зоне Теотихуакана можно проследить и в некоторых стилях лепных глиняных статуэток. Больше того, теперь уже совершенно ясно, что возникновение культа многих популярных позднее у народов Мезоамерики богов относится к очень глубокой древности. Рене Миллон нашел внутри Пирамиды Солнца остатки более ранней постройки, в развалинах которой лежал глиняный сосуд с маской Тлалока — бога йоды и дождя, неизменного покровителя всех земледельческих племен Мексики. Точно такая же глиняная маска Тлалока была обнаружена и в зоне Остойахуалько вместе с керамикой этапа Цакуалли.

В конце архаической эпохи с ее постоянными засухами и катастрофическими извержениями вулканов, землетрясениями и другими стихийными бедствиями в пантеоне местных племен резко возросло значение бога огня Уеуетеотля. Он уже тогда изображался в виде старого горбатого человечка с большой курилышцей-чашси на голове. Изваяния этого божества и в камне, и в глине встречаются на целом ряде архаических памятников долины Мехико, в том числе и в Куикуилько.