Формы правления

9

До недавнего времени считалось само собой разумеющимся, что деспотия в ее классическом виде присуща только странам Древнего Востока и что ее не знали ни европейские народы, ни африканцы, ни индейцы доколумбовой Америки. Между тем — накопленные наукой новые факты позволяют предположить, что деспотическая форма правления (и тесно связанный с ней культ царя) в раннеклассовых государствах древности (в том числе и в Новом Свете: Мезоамерика, Пору) была распространена необычайно широко. Именно этот факт и обусловил, на наш взгляд, одинаковую социальную направленность искусства у многих цивилизованных народов древности (культ царя), породив в свою очередь и общее внешнее сходство его форм и сюжетов (например, в Мезоамерике и па Древнем Востоке).

9

Сравнительный анализ некоторых мотивов искусства из обеих областей будет тем более полезным, что, как известно, классические цивилизации доколумбовой Мексики до сих пор остаются для нас безгласными сфинксами, письмена майя и сапотеков полностью еще не прочитаны, а наличие развитой системы письменности в Теотихуакане и у альмеков вообще находится под вопросом.

Царь, поражающий врагов на поле брани

Уже на заре египетской истории древние мастера и художники этой страны, получив сверху вполне определенный заказ, создали ряд выдающихся произведений искусства, прославляющих несокрушимую мощь фараона и его многочисленные победы над врагами.

На булаве «Царя Скорпиона» — непосредственного предшественника полулегендарного Менеса, объединившего весь Египет, изображена интересная сцена, которая, по мнению Гордона Чайлда, «увековечивает победу верхнеегипетских номов над чужеземными и нижнеегипетскими кланами» .

От фараона Нармера дошла до нас замечательная шиферная пластинка, хранящаяся ныне в Каирском музее. На одной ее стороне высечена фигура царя в короне Верхнего Египта. Царь убивает своей булавой жителя западного «ливийского» нома дельты Нила. Здесь же его бог-покровитель Гор, воплощенный в образе сокола, держит на веревке иероглиф, означающий «шесть тысяч пленных».