Гипотеза

011

Первая гипотеза выглядит, на наш взгляд, более правдоподобной. Ведь город был разрушен почти до основания: все тайники с ритуальными дарами и гробницы разграблены, а священные статуи обезображены и разбиты. Кроме того, гибель Теотихуакана произошла в эпоху его максимального расцвета, когда не было заметно никаких признаков общего упадка культуры. Следует напомнить, что Теотихуакан был в I тысячелетии н. э. самой северной областью зоны мезоамериканских цивилизаций. Он непосредственно граничил с пестрым и беспокойным миром варварских племен.

011

Среди них мы находим и оседлых земледельцев, не достигших еще ступени классового общества, и бродячие племена с охотничье-собирательским хозяйством. Теотихуакан, подобно древним земледельческим цивилизациям Средней Азии, Индии и Переднего Востока, постоянно ощущал давление этих воинственных варваров на свои северные границы. Один из неприятельских походов в глубь страны мог закончиться разрушением этого крупнейшего культурного центра Мексики.

Аналогичную картину мы наблюдаем несколько столетий спустя. Речь идет о тольтеках, создавших в Центральной Мексике вторую крупную цивилизацию после теотихуаканской. В XI в. их вытесняют с исконной территории вторгшиеся с севера племена, после чего долина Мехико на многие годы становится широкими воротами, через которые в глубь Мезоамерики беспрерывно врываются волны варварских племен. Уцелевшие земледельцы — носители древних культурных традиций — постепенно перемешиваются с варварами-чичимеками. Этот причудливый сплав различных культур и этнических групп и становится базой, на которой возникает впоследствии могущественное ацтекское государство.