Город

image04

Ни древние легенды, ни пожелтевшие от времени манускрипты не в силах помочь нам пробиться сквозь плотную пелену неизвестности, которой до сих пор окружены истоки майяской цивилизации. Вырвавшись из-под властной руки времени, каменные города майя словно застыли в немой неподвижности. И каждый такой мертвый предшествующие попытки сделать людей из глины и дерева закончились неудачей, и боги их уничтожили.

image04

Архаическая глиняная статуэтка из Копольчи (Гватемала, культура Лас Чаркас, I тысячелетие до н. э.)

Город отражает лишь самый поздний этап его жизни. Следы более ранней культуры погребены под многометровыми напластованиями последующих эпох. Да и разрушительная деятельность жадной тропической природы сыграла немалую роль в уничтожении тех следов, которые оставили после себя первые поселенцы майя в джунглях Петена и Юкатана.

Именно эти объективные трудности и породили, на наш взгляд, такую пестроту взглядов и мнений относительно происхождения цивилизации майя.

Большинство археологов-американистов считало, что классическая культура майя зародилась там, где были найдены наиболее ранние образцы иероглифической письменности, календаря и каменных зданий со ступенчатым («ложным») сводом, а именно — в Северной Гватемале (Петен) и прилегающих к ней областях.

Другие исследователи в качестве истоков майяской цивилизации называли побережье Мексиканского залива,десятки новых памятников старины: заброшенные города, величественные каменные статуи, изящные изделия из нефрита. Загадочная культура ольмеков стала постепенно принимать вполне осязаемые формы.

В 1939 г. внимание американских ученых привлекло древнее поселение Трес Сапотес (штат Веракрус). В ходе раскопок здесь были обнаружены остатки пирамид из глины, облицованных штуком, керамика, каменные изваяния правителей и богов и много других интересных находок. Всеобщее изумление вызвали гигантские каменные головы в шлемах высотой 1,5-2 м и весом в несколько тонн. Кого изображали эти каменные колоссы? Каким образом древние мастера доставили в страну, совершенно лишенную залежей камня, огромные глыбы базальта и гранита?

Вырванные из земляной темницы величественные изваяния, словно сфинксы, смотрели пустыми глазницами на север, туда, где на широкой площади гремели когда-то барабаны, визжали трубы из раковин и раздавалось монотонное пение жрецов во время торжественных церемоний и празднеств. Если бы они вдруг могли заговорить, то, бесспорно, поведали бы нам много интересного о жизни создавших их людей.