Каменная архитектура

10540582376_dd8d0e223f_h

По наблюдениям Уильяма Ко — неизменного руководителя экспедиции Пенсильванского университета (США) в Тикале,- первые зачатки монументальной каменной архитектуры со стенами из тесаного камня, облицовкой из белого штука относятся к 200 г. до н. э. (этап Чуен). Примерно в это же время здесь был сооружен гигантский «акрополь» высотой свыше 70 м, плоскую вершину которого увенчивали многочисленные храмы и дворцы с резными гребнями на крышах (300-200 гг. до н. э.).

10540582376_dd8d0e223f_h

Письменность и календарь

Как известно, каменные стелы с календарными датами, записанными по системе «длинного счета», считаются важнейшим признаком классической цивилизации майя. Поэтому поиски истоков письменности и календаря всегда занимали значительное место в работах западных исследователей. В настоящее время положение вещей примерно таково: древнейшей стелой с календарной датой в низменных районах майя является стела № 29 из Тикаля, найденная в 1959 г. (292 г. н. э.). Вместе с тем несколько монументов с более ранними датами, записанными по системе майяского календаря, обнаружено за пределами Петена — общепризнанного центра майяской цивилизации. Это прежде всего стела «Ц» из Трес Сапотес (штат Веракрус, культура ольмеков), имеющая дату, соответствующую 31 г. до н. э. Именно на этом основании ряд ученых, утверждает, что майя заимствовали письменность и календарь у своих соседей ольмеков и, следовательно, цивилизация Петена развивалась под значительным ольмек-ским влиянием. Между тем новые археологические данные позволяют взглянуть на эту сложную проблему совершенно под иным углом зрения.

Во-первых, не так давно в Чиапа де Корсо (Центральный Чиапас — исконно майяской области — была найдена стела № 2 (36 г. до н. э.). Во-вторых, целая серия стел с ранними датами обнаружена и в других западных областях майя, на Тихоокеанском побережье и в горной Гватемале: стела № 1 из Эль Бауль (37 г. н. э.), стела № 2 из Коломба (около 41 г. н. э.), обломок стелы из Каминальхуйю (этап Мирафлорес) и т. д.

Следовательно, к началу нашей эры во всех западных областях, населенных племенами языковой группы майя, существовала вполне сложившаяся и зрелая традиция возводить стелы с календарными надписями, представлявшими собой систему черточек-точек и различных иероглифических знаков. И только в Петене — центре будущей классической культуры майя — таких монументов до си? нор не найдено. Там, как уже говорилось, «письменная» история начинается лишь с конца III в. н. э. «Что это — случайное совпадение, роковое невезение или же закономерное явление, обусловленное определенными историческими причинами», -сказать пока трудно. Во всяком случае, если майя Петена и заимствовали откуда-то свою систему письма и календарь, то естественнее предположить, что не у ольмеков, а у своих западных соседей — горных майя, близких им по культуре и родственных этнически.