Наскальный рельеф

piedras05

«Когда он садится на трон… то короны падают наземь с голов остальных царей, как звезды падают с неба при появлении солнца»

В горах Загроса, неподалеку от Керманшаха, был обнаружен огромный наскальный рельеф в честь, персидского царя Дария, причем рост монарха намного превышает размеры остальных персонажей. За его спиной двое приближенных. Справа к царю движется длинная вере-пица людей в различных одеждах, руки их скручены за спиной, кроме того, они связаны друг с другом за шеи. Над всей группой парит крылатая фигура божества .

piedras05

Почти все разновидности указанного мотива можно найти и в искусстве древних народов Мезоамерики. Особенно интересным памятником этого рода безусловно следует считать стелу 12 из Пьедрас Неграса (795 г. н. э.). В верхней части монумента изображен сидящий на троне правитель в пышном костюме и высоком головном уборе. Правой рукой он сжимает копье, а левой упирается в бедро. У подножия трона стоят какие-то сановники или военачальники, а ниже находятся скорченные обнаженные пленники со связанными за спиной руками, их головы подняты вверх, они с ужасом ожидают решения своей участи. Общий триумфальный характер этой сцены не подлежит никакому сомнению. Очевидно, стела была воздвигнута в честь какой-то крупной победы правителя Пьедрас Неграса над войсками другого города-государства .

Совершенно аналогичный сюжет запечатлен на стеле 4 из Баланкан-Моралес (Табаско). В центре всей композиции фигура царя, восседающего на троне с копьем в руке. У подножия трона, по обеим сторонам от монарха стоят на коленях два нагих пленника со связанными за спиной руками. Календарная дата, высеченная ниже, говорит о том, что это знаменательное событие произошло в 650 г. н. э., Изображение царя-победителя со всеми регалиями и знаками власти, а также связанных пленников у его ног известны в Ишкуие (стела 5), Наранхо (стела 8)  и во многих других городах древних майя.

К сожалению, иероглифические надписи, высеченные на классических монументах майя, еще не прочтены. В дешифровке майяской письменности сделаны лишь первые успешные шаги. И тем не менее понять общий их смысл можно уже сейчас. Известный советский исследователь ГО. В. Кнорозов любезно рассказал автору настоящей книги о нескольких примерах условного чтения иероглифических надписей майя. Глагол «победил» (захватил, взял в плен) и олицетворяющий его иероглиф отождествляются сейчас в древних текстах довольно уверенно. Он всегда стоит в начале победной надписи. Далее следует перечисление побежденных городов, земель народов, имя и титул победителя, а в заключение — точная дата упомянутого события. Так, на здании 44 в Йащчилане под знакомой нам триумфальной сценой высечена длинная колонка вычурных иероглифов: «Победил… (далее идет перечень побежденных городов, земель или племен — всего пять наименований)… ах-ла-нш» (титул правителя, аналогичный позднейшему «Ахав») . Ниже стоит дата: 689 г. н. э.