Научные исследования

nbmbmbvmvvbn

Это женские фигурки с выразительными миловидными лицами. Некоторые американские археологи называют их даже «прекрасными леди»; (« pretty lady»).

Погребения этого времени находятся уже в специальных некрополях, часто вынесенных за пределы селений. Набор вещей, сопровождавших умерших, становится гораздо богаче и разнообразнее, чем прежде.

nbmbmbvmvvbn

На одной из окраин города Мехико, в местечке с экзотическим названием Тлатилько, что в переводе означает «Место, где спрятаны вещи», с давних времен добывали прекрасную глину, которая шла главным образом на изготовление кирпича. И очень часто вместе с ней рабочие поднимали наверх истлевшие человеческие кости и всевозможные древние вещи: вычурные вазы в виде зверей и птиц, странные глиняные фигурки людей, наконечники стрел и копий из блестящего черного обсидиана. К сожалению, ученые узнали об этом далеко не сразу. Большая часть найденных в Тлатилько предметов старины попадала в руки скупщиков и коллекционеров. Лишь в 1947 г. сюда пришли археологи из Национального института антропологии и истории (Мексика) и начались широкие научные исследования этого уникального памятника, вписавшие новую яркую страницу в тысячелетнюю историю мексиканской культуры. За два с небольшим года было раскопано свыше 200 погребений, найдены сотни разнообразных вещей, значительно расширивших наши представления о жизни людей, населявших долину Мехико около 30 веков назад главное значение открытий в Тлатилько состоит в том, что они впервые дали возможность проследить постепенное зарождение в глубинах архаики многих черт, свойственных индейским цивилизациям последующей, классической, эпохи.

2563048505_ef014a77db

Именно тогда впервые появляются глиняные ритуальные маски с многоцветной росписью, божество в образе ягуара, изображение «пернатого змея»- Кецалькоатля — покровителя культуры и знаний, статуэтки участников ритуальной игры в мяч, известной у ацтеков под названием «тлачтли», и многое другое.

Особенно интересны странные глиняные маски и сосуды, одна сторона которых изображает половину человеческого лица с длинным висящим языком, а другая — половину черепа. По всей вероятности, древний скульптор выразил таким образом какие-то сложные религиозные понятия дуалистического характера (идея вечной смены жизни и смерти). Эти же понятия отражены, по-видимому, и в ряде скульптурных произведений: например, к одному туловищу прикреплены две женские головки.

Благодаря находкам в Тлатилько мы знаем также, что жители долины Мехико в это время впервые начинают искусственно деформировать себе черепа и подпиливать зубы. Позднее этот обычай получает широкое распространение у многих ‘цивилизованных народов Мезоамерики.

Примерно в то же время, в I тысячелетии до н. э., предки сапотеков осуществляют гигантскую работу по искусственному выравниванию горы, на вершине и склонах которой они позднее строят свою столицу — город Монте Альбан.