Это были довольно приземистые, крепкие люди. И мужчины, и женщины ходили полуобнаженными, в одних лишь набедренных повязках. Свои тела и лица они покрывали татуировкой или красочными росписями и узорами. Пышные головные уборы в виде тюрбанов завершали их костюм. То изящные и выразительные, то, напротив, нарочито огрубленные и схематичные, статуэтки производят тем не менее сильное впечатление.
«Короткие толстые тела, мясистые носы, выпученные глаза и похожие на обрубки руки и ноги мало отвечают современному идеалу красоты. Однако держа в руках одну из таких статуэток и задумываясь над каждым этапом ее изготовления, мы проникаемся впечатлением исходящей от нее чрезвычайной серьезности и постигаем целый мир мысли, скованной техническими возможностями выражения. Человек, одаренный интуицией, нередко угадывает богатый мир искрящейся фантазии даже за жалкими каракулями ребенка. В этих статуэтках ощущается суровое восприятие сложных ритмов рождения, роста и смерти в природе»
Главную пищу древних земледельцев долины Мехико составляла, вероятно, кукуруза. Причем в быту они употребляли тогда точно такую же утварь, какая почти повсеместно сохранилась еще у многих современных индейских племен: каменную зернотерку, или «метате» (ацтекск. «метлатль»), на которой растирали в муку кукурузные зерна; каменный терочник (валик), или «мано» (ацтекск. «метлапиль», или «сын метате»); круглую глиняную сковородку, или «камаль» (ацтекск. «комалли»), на которой пекли тонкие маисовые лепешки — «тортильяс».
Свой урожай древние земледельцы хранили в особых зерновых ямах или же в маленьких круглых домиках, выстроенных специально для этой цели.
Столь же незамысловатыми были и религиозные верования первых земледельцев. Когда человек умирал, соплеменники закутывали его тело в кусок ткани или циновку и помещали затем в неглубокую яму, выкопанную рядом с жилищем. Вместе с умершими клали их убогий скарб, совершенно необходимый, по тогдашним повериям, для загробной жизни: глиняные горшки с пищей и водой, обсидиановые ножи, наконечники копий и стрел, зернотерки, каменные топоры и т. д. При этом количество и качество вещей в каждой могиле почти одинаково, что свидетельствуем об относительном имущественном равенстве всех членов племени.
Картина, которую раскрывают нам раннеархаические памятники долины Мехико, отражает общие тенденции г развитии всех мезоамериканских культур того времени. Постоянные поселки, состоящие из глинобитных хижин.