Письменность и календарь

891_8430big

Но шли дни, а работы в древнем городе продолжались. Одна за другой извлекались на свет интереснейшие находки. И вот 16 января 1939 г. лопаты рабочих глухо ударились о какой-то каменный предмет. Очищенный от земли, он оказался обломком резной стелы, на лицевой стороне которой была высечена стилизованная голова ягуара, а на обратной — колонка календарных знаков, очень похожих на майяские.

891_8430big

Прочтение их не составляло никакого труда: они соответствовали 4 ноября 31 г. до н. э. по европейскому летосчислению. Итак, цепь доказательств замкнулась. Выяснилось, что в области ольмеков каменные стелы с иероглифическими текстами и календарными датами появились на несколько столетий раньше, чем у майя. Между тем глубокое сходство тех и других было бесспорным. Как же объяснить эти странные совпадения? Может, предки майя жили когда-то в Веракрус и Табаско и уже потом переселились в Петен? Тогда и родилась на свет гипотеза Мигеля Коваррубиаса, суть которой в общих чертах такова. Поскольку наиболее ранние образцы календаря и письменности майя найдены не на их территории, а западнее — у ольмеков, следовательно, и цивилизация майя возникла первоначально где-то на побережье Мексиканского залива, в штатах Веракрус и Табаско. И лишь позднее, около рубежа нашей эры — в первых веках нашей эры, майя, вооруженные всеми достижениями цивилизации, пришли в Петен и на Юкатан9. Взгляды Коваррубиаса разделяют многие мексиканские исследователи (А. Касо, Р. Пинья Чан). Как правило, признаки цивилизации майя определяются в работах зарубежных исследователей на основе таких черт, как иероглифическая письменность, календарь и своеобразная каменная архитектура со ступенчатым сводом. «Термин «цивилизация майя»,- писал Сильванус Мор-ли,- относится исключительно к той древней культуре американских индейцев, которая характеризуется тремя вышеуказанными признаками».

Таким образом, и сторонники С. Морли, и сторонники М. Коваррубиаса подменяют фактически вопрос о происхождении материальной культуры классической эпохи вопросом о происхождении письменности и календаря. В этом и заключен, на наш взгляд, корень всех их ошибок. К единственно же правильному решению проблемы можно прийти, тщательно анализируя памятники на территории майя, предшествующие появлению цивилизации.