Тайны царского культа

004

Позади него, далеко вытянув вперед могучую когтистую лапу, стоит гигантский ягуар — грозный владыка центрально американских джунглей. Его поза не оставляет никаких сомнений в том, что и здесь показан хорошо знакомый нам по восточному искусству мотив: бог-покровитель и опекаемый им земной владыка.

004

Точно такое же изображение, но уже на камне, было обнаружено археологами среди руин древнего города Пьедрас Неграс. Правда, до наших дней сохранился лишь небольшой обломок некогда громадного рельефа с фигурой царя на троне и гигантской лапой стоящего позади бога-ягуара .
Из письменных источников кануна Конкисты мы знаем, что правители майя всячески подчеркивали свою связь с богами и исполняли помимо своих основных (светских) функций ряд религиозных.
В чьих же интересах внушалась фанатичная вера в божественность царя и его власти? В подавляющем большинстве случаев ответ может быть только один — в интересах самого царя и его ближайшего окружения. Именно по инициативе верховного владыки в стране строились специальные храмы и святилища, где перед его статуями совершались сложные церемонии и обряды. Этим храмам из казны отпускалось щедрое содержание и Делались подарки, отписывались специальные участки земли и даровые рабочие руки. Все это ложилось тяжелым бременем на плечи народа и подрывало экономику страны.
В Египте в храмах устраивались особые залы, посвященные царскому культу, которые назывались «великим домом» или «зданием его, находящимся в храме». На стенах зала обычно изображались главные моменты священной жизни обоготворяемого царя: его рождение, коронация, празднование 30-летнего юбилея и т. д. Эти сцены довольно хорошо сохранились в развалинах двух храмов XVIII династии — храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль Бахри и храма царя Аменхотепа III в Луксоре.
Со времен XII династии царские статуи появляются не только в заупокойных храмах, но и в специально выстроенных для этого святилищах. Там устанавливаются колоссальные изваяния правящих фараонов, закрепляя в сознании обитателей долины Нила представление о земных властителях как о могучих царях-объединителях Египта и завоевателях окружающих стран.
Правитель Ура Шульги, царствовавший в XXIV в. до н. э., именовал себя царем Шумера и Аккада. «По примеру древних аккадских царей он принимает титул «царя четырех стран», а затем объявляет себя еще при жизни богом и учреждает себе культ, что делали и его преемники… Их статуи уже ставились в храме не для молитвенного общения с божеством, а для почитания не только по смерти, но и при жизни».
Точно такой же обычай существовал, по словам Диего де Ланды, и у юкатанских майя: «По мнению индейцев,- пишет он,- с ицами, которые поселились в Чичен-Ице, пришел великий правитель Кукулькан…