Теория

tumba7_montealban

В свое время известный американский антрополог А. Крёбер вполне справедливо заметил: «Если древние майя были способны создать независимо от индусов и на несколько веков раньше их математическое понятие «нуля», то почему они не могли самостоятельно создавать и развивать и другие стороны своей культуры (религию, искусство, письменность), а обязательно должны были заимствовать их из Старого Света?» Не менее резко выступил против теоретических концепций «диффузионизма» и выдающийся мексиканский исследователь Альфонсо Касо.

tumba7_montealban

Однако все это не мешает «неодиффузионистам» по-прежнему решительно отстаивать тезис о наличии регулярных азиатско-американских связей в доколумбову эпоху. ««Большое число очень специфических параллелей», — говорит Г. Экхольм, — предотвращает любую возможность случайного совпадения.  Очень существенно, что как в Мексике, так и у майя черты явно буддийского происхождения обильно представлены в религиозной архитектуре, космологии и иконографии, но их почти нет в материальной культуре.Это не позволяет свести индийско-буддийское влияние на Центральную Америку к случайным контактам вроде кораблей, пригнанных штормами и течениями к американскому побережью.