Царь Самерхет

0_1964d7_e7fc8587_orig

На обратной стороне пластины царь уже в короне Нижнего Египта в сопровождении своих воинов, слуг и знаменосцев шествует по полю битвы, усеянному трупами обезглавленных врагов .

0_1964d7_e7fc8587_orig

«Палермский камень», установленный, по-видимому, в годы правления фараона Снофру (III тысячелетие до н. э.), отмечает наряду с другими славными деяниями этого правителя «сокрушение земли негров (Нубия.- В. Г.), доставку 7 тысяч пленных мужчин и женщин и 200 тысяч голов быков и овец» .

palermo-stone-egypt

В самом начале династической эпохи царь Семерхет производил какие-то работы на рудниках Синайского полуострова. Но его экспедиция страдала там от частых набегов диких кочевых племен, издавна обосновавшихся в этом полупустынном районе. Фараону пришлось силой сломить их сопротивление, после чего он поспешил увековечить это событие на рельефе, высеченном в скалах Вади.

Усефай, царь I династии, очевидно, производил на Синае подобные же работы и терпел те же лишения, так как он прославил свою победу над упоминавшимися уже племенами в сцене, изваянной на пластинке из слоновой кости. Усефай показан в образе доблестного воина, убивающего булавой поверженного наземь туземца. Сцена сопровождается лаконичной, но весьма выразительной надписью: «Первый случай поражения восточных жителей. Аналогичным образом рисуется фигура победоносного царя и в древнеегипетской литературе:

Могучий это, действующий мощной рукою Храбрец, п нет подобного ему, когда видят его идущим на лучников И бросающимся на врагов. Мститель это, разбивающий лбы, И никто не устоит перед ним.

От египетских фараонов не отставали в своих честолюбивых устремлениях многие правители и цари других стран Древнего Востока. Победные рельефы и стелы встречаются там так же часто, как и в Египте, fie прекращающееся веками соперничество шумерских городов-государств Лага-ша, Уммы, Киша и Ура, завоевательные походы властителей Аккада, ассирийских и хеттских царей давали богатую пищу для подобных произведений.

Уже на «Стеле Коршунов» — одном из наиболее ранних памятников монументальной скульптуры Шумера — мы находим изображение царя на поле брани и примечательную надпись: «Эанатума (правитель Лагаша.- В. Г. ) поразил Адамдун, поразил Сусинну; Арун он разрушил, Ур поразил»

Но, пожалуй, наиболее ярко представлен мотив царя-победителя на знаменитой стеле Нарамсина. Памятник посвящен походу аккадского правителя против племени лул-лубеев, обитавших в горах Загроса. «Внизу развертывается по горным тропам шествие воинов. Взоры их обращены вверх, на фигуру победоносного царя, стоящего уже на вершине горы. Нарамсин только что метнул дротик, и он торчит в горле поверженного врага. В левой руке царя лук. правой он сжимает стрелу, готовясь поразить последнего противника. Но луллубей больше не сопротивляется. Он бежит, закрывая лицо руками, точно ослепленный величием победителя»