Проблема происхождения древних цивилизаций Мезоамерики. «Невозможно поверить, — пишет мексиканский ученый Мигель Коваррубиас, — что американские индейцы добились за две тысячи лет (архаической эпохи. — В. Г.) таких успехов, какие были сделаны жителями Старого Света лишь за шесть тысячелетий» . Ему вторит и Г. Экхольм: «Я отнюдь не считаю, что буквально каждая черта в культуре американских индейцев происходит из внешних источников. В ряде случаев там, где позволяют условия, местные культуры могут достигнуть очень высоких ступеней развития вполне самостоятельно. Первая причина, вызвавшая мои сомнения в достоверности господствующей точки зрения изоляционистов, состоит е том, ч-го все цивилизации Старого Света возникли и развивались, поддерживая постоянные контакты друг с другом. Почему же Америка должна быть исключением?
Другая причина: появление высоких культур Нового Света относится примерно к тому времени, которое как раз подходит для миграций из Азии». Возьмем цивилизацию древних майя (I тысячелетие н. э.). Вполне очевидно, что она развилась на основе местной раннее земледельческой культуры предшествующего периода. Кое-где удается даже проследить прямую преемственность керамических традиций, скульптуры, архитектуры, религиозных верований и погребальных обрядов. Однако ряд новых черт, свойственных цивилизации (особенно иероглифическая письменность и каменные стелы с календарными датами), появляется здесь внезапно. Может быть, это объясняется тем резким качественным переломом в культуре, который знаменует собой переход от первобытного общества к классовому, а может быть, это просто результат недостаточной археологической изученности данного района.