Власть

SACRIFICIOS HUMANOS EN MESOAMERICA

Административную и судебную власть в небольших городах и селениях осуществляли «батабы», назначавшиеся непосредственно «халачнвиником». При них находился особый совет из наиболее богатых и уважаемых лиц города. Чиновники-исполнители назывались «хольпо-нами». С их помощью «халач-виник» и «батаб» непосредственно управляли страной. Самую нижнюю ступень в административной лестнице занимали мелкие должностные лица — «тупиль», исполнявшие полицейские функции.

SACRIFICIOS HUMANOS EN MESOAMERICA

Представители знати (аристократии), составлявшей правящий класс, получали все наиболее важные политические должности. К этому классу следует отнести не только сановников, но и военных вождей, наиболее богатых торговцев и общинников, а также жречество. Жрецами становились обычно сыновья самих жрецов или же младшие отпрыски знатных фамилий. Жречество играло громадную роль в общественной жизни, поскольку в его руках были сосредоточены руководство религиозным культом, письменность, календарь, зачатки научных знаний и почти все искусство. Верховный жрец, главный советник «халач-виника», назначал жрецов в селения, а те в свою очередь служили советниками «батабов». Будучи единственными знатоками календаря, жрецы указывали сроки земледельческих работ.

Класс свободных общинников, к числу которых относились земледельцы, охотники, рыбаки, ремесленники и мелкие торговцы, т. е. подавляющее большинство населения, был, по-видимому, неоднородным и расслаивался на зажиточную и обедневшую группы, о которых у нас, к сожалению, очень мало данных. Например, Ланда, описывая планировку типичного майяского городка, сообщает, что в центре, вокруг храмов и площадей, находились дома высших сановников и жрецов, затем шли дома знати, наиболее богатых и уважаемых людей и, наконец, на окраинах ютились хижины остальных жителей. Томас Лопес Медель, завершивший свой труд

Ритуальная маска с инкрустациями из нефрита и раковин (Тикаль, I тысячелетие н. о.)

всего 10 лет спустя после завоевания Новой Испании, рассказывает о бедняках, которые работали на землях правителей и аристократов, но не были, по-видимому, рабами. Интересные сведения на этот счет содержатся в испанских хрониках XVI в., повествующих о майяском племени Поком в горной Гватемале. Там, в частности, говорится, что в число свободных общинников («алах») входили как богачи («кохмил»-«богатый человек, имеющий в своем доме все в изобилии и которому всегда везет»), так и бедняки («кокбеталь», или «кульвач»,- «неудачники, не имеющие собственности и ни на что не способные; они столь же ничтожны и жалки, как и семена хлопка»).

В XVI в. на Юкатане имелось и много рабов, большая часть которых принадлежала знати или правителю.