Жертвоприношение

Царь самолично совершал важнейшие религиозные обряды: он основывал храмы, он один мог (по крайней мере в теории) входить в святилище бога и приносить ему жертву, жрецы действовали лишь как бы от его имени. Пышный придворный церемониал — падение на живот перед царем и целование земли у его ног, запрет произносить имя царя и т. д.- отражал и в то же время поддерживал и усиливал веру в божественное происхождение царской власти.

1378188457

В древних государствах Месопотамии правители также очень часто становились предметом религиозного поклонения. Шумерийские патеси были одновременно и светскими правителями, и жрецами богов. Цари объединенного Двуречья, начиная с Саргона, претендовали на особую близость, к небесным богам: они считались любимцами, ставленниками богов, правили от их имени. На барельефах цари обычно изображались либо лицом к лицу с богами, либо с атрибутами богов. На стеле Нарамсина царь, например, показан в рогатом головном уборе, как божество. На стеле с кодексом законов Хаммурапи царь стоит перед богом Шамашем и из его рук получает законы.

В одном из шумерийских документов, приведенном г книге выдающегося американского исследователя С. Крамера, содержится прямое высказывание о божественном происхождении царской власти:

Когда царская власть спустилась с небес, Когда возвышенная тиара и царский трон

спустились с небес, Он (бог.- В. Г.) создал обряды и высшие божественные законы.

Деспотии Древнего Востока имеют две важные особенности: царская власть носит военный характер (царь — высший военачальник, полководец, защитник границ страны) и ей свойствен сакральный оттенок (соединение в руках царя религиозных и светских функций, близость к богам и т. д.)

И обе они нашли самое широкое отражение в древневосточном искусстве, которое приобрело в классовом обществе вполне определенную идейную направленность и откровенно стало на службу правящей касте. Художник, скульптор, мастер получал теперь свыше точный приказ: увековечь фигуру царя, правителя, фараона, придай ей не только огромные размеры, но и скрой ее материальность под сенью таинственных символов и знаков, возбуди уважение перед высшей властью, внуши людям покорность, послушание и даже страх. Толпа должна быть парализована нечеловеческим величием царя, и пусть даже на мгновение не возникнет у нее сомнение в его праве на трон.

Путем тщательного отбора определенных мотивов, образов и форм древневосточное искусство наряду с религией и литературой успешно вело пропаганду божественности царя, святости и незыблемости его власти. Уже на первых этапах существования раннеклассовых государств Старого Света происходит выделение круга канонических мотивов, тесно связанных с царским культом, о чем мы узнаем также из многочисленных подписей на рельефах, стелах, глиняных табличках и из знаменитых египетских папирусов.