Знания о прошлом

1355924091_vjsd8crxj1k_large

Поскольку в XVI—XVII вв. знания о прошлом человечества были весьма ограниченны, для объяснения американского «феномена» были привлечены все имевшиеся под рукой источники и в первую очередь Библия. Но, к сожалению, по поводу краснокожих обитателей Нового Света нигде ничего не говорилось.

1355924091_vjsd8crxj1k_large

Поэтому первоначально испанские завоеватели предпочитали вообще не считать индейцев людьми и называли их «слугами дьявола». Подобная точка зрения сулила колонизаторам и немалые материальные выгоды, оправдывая порабощение и чудовищную эксплуатацию коренного индейского населения и смягчая одновременно угрызения совести у ревностных защитников святой христианской веры. Но в дальнейшем официальная католическая церковь и испанский король, заинтересованные в приобретении новых подданных, исправно несущих повинности и преумножающих богатства господствующей верхушки, отвергли эту точку зрения. Одновременно францисканский монах Бартоломео де лас Касас возвысил свой негодующий голос гуманиста против зверств и насилий европейских завоевателей, призвав уважать человеческое достоинство аборигенов Америки. В конце концов, индейцев тоже стали считать частью рода человеческого. Но это еще более обострило вопрос об их происхождении.

Создатели первых теорий в данной области и не по дозревали о том, что сходные обычаи или черты культуры могут возникнуть в разных местах совершенно независимо друг от друга. Для них каждый такой пример сразу же становился ярким доказательством конкретных исторических связей.