Другой человек, погребенный в той же самой могиле, вообще не имел вещей. Его принесли, по всей вероятности, в жертву могущественному вождю, с тем чтобы он мог прислуживать своему господину и в загробном мире. Таким образом, наступил ужо такой момент, когда членов одного и того же общества отделила друг от друга глубокая социальная пропасть.
Все отчетливее и ярче проглядывают сквозь кажущуюся простоту старого архаического быта контуры будущих индейских цивилизаций. Все убыстряется темп общественного и культурного развития. Наиболее передовые народы Мезоамерики вплотную приближаются к тому роковому рубежу, который отделяет патриархальные порядки первых земледельцев от рабского удела их ближайших потомков, очутившихся в самом низу гигантской социальной пирамиды, созданной нарождающимся раннее классовым государством.
И здесь перед исследователем встает трудная задача — проследить как в недрах родового общества зарождается раннее классовое государство с его городами, письменностью, сплошной религией и искусством.
Дело осложняется еще тем, что, во-первых, археолог, как правило, получает представление лишь о некоторых сторонах материальной культуры исчезнувшего народа. Кроме того, нужно помнить, что и характер самой материальной культуры удается восстановить далеко не с исчерпывающей полнотой: ведь в земле почти не сохраняются предметы из дерева, ткани, ковры, корзины, плетения, циновки и т. д., следовательно, без письменных источников возможности археологов при воссоздании социальных отношений и духовной культуры древнего общества крайне ограничены. Особенно это справедливо для первых цивилизованных народов древности. Гораздо больший эффект дает в таких случаях сочетание двух, а то и трех видов источников, когда археолог, отложив на время лопату, садится за изучение древних рукописей и трудог своих коллег — этнографов, описания которых часто помогают облечь голый каркас технологической эволюции общества плотью фактов, проливающих свет на его духовную и социальную жизнь.
Но археолог выявляет, в какой степени связана материальная культура мезоамериканского общества эпохи цивилизации с культурой предшествующего архаического времени. И тогда открывается поразительная картина. В глубинах архаики истоки всех или почти всех великих достижений древних индейских народов. Очень медленно, почти незаметно для человеческого глаза накапливались в недрах архаического общества новые явления.