Статуи и рельефы

Нашлись из индейцев некоторые, говорившие, что он ушел на небо с богами и поэтому считали его богом и посвятили ему храм, чтобы в нем справлять ему праздник. И справляла его торжественно вся страна до разрушения Майяпана.

20160709235338

В старинном манускрипте, принадлежавшем перу испанского монаха Диего Дурана, приведен любопытный разговор ацтекского императора Монтесумы I со своим братом Тлакаэлелем. Император патетически восклицает: «Ведь сказано же в книгах, что перед тем как Кецаль-коатль (у майя Кукулькан.- В. Г.) покинул страну, он распорядился, чтобы его изображение было вырезано из дерева и камня, для того чтобы ему поклонялся простой народ. Однако мы-то знаем, что он был человеком, как и мы. Давай же прославим себя таким же образом»42.

И ацтекский император без долгих разговоров берется за воплощение своего замысла. По его приказу на скале в садах Чапультепека мастера высекают рельефные фигуры обоих царственных братьев. Эти огромные изображения, по словам самого Монтесумы I, «останутся вечным напоминанием нашего величия».
Обычай воздвигать собственные статуи и рельефы и организовывать поклонение им ревностно поддерживали и все последующие правители Теночтитлана. Но во времена Конкисты эти уникальные памятники стали жертвой фанатизма испанских монахов и солдат.
Итак, перед нами словно в кадрах кинохроники прошли быт, традиции и обряды людей, еще в глубокой древности создавших высокие и яркие цивилизации. Их лица, костюмы и украшения не похожи, они живут в различных природных зонах — в высокогорных долинах, засушливых полупустынях и во влажных тропических джунглях, по-разному складываются их исторические судьбы: одни, сравнительно рано создав высокую культуру, медленно угасают, передавая плоды своей цивилизации соседним народам, другие уничтожаются беспощадными завоевателями в самом расцвете сил. И тем не менее есть между ними какое-то глубинное сходство, причина которого вызывала всегда столько ожесточенных споров. И дело здесь не только в том, что по обеим сторонам Атлантики строили в древности пирамиды, знали предание о всемирном потопе и высекали на каменных плитах изображение креста — как думали ранние историки доколумбовой Америки и «диффузионисты».
Доиспанские цивилизации Нового Света были близки первым очагам человеческой культуры в Египте и Двуречье по самой своей сути — по уровню развития экономики, общественному и политическому устройству.