Доиспанское искусство

А теперь обратимся к доиспанскому искусству цивилизованных народов западного полушария. Оказывается, мотив «царя-победителя» и «царя на поле брани» был широко распространен в древности и по другую сторону океана. Изображение царя в образе воина-победителя, поражающего своих врагов, — один из центральных сюжетов классического искусства майя. Особенно много произведений на эту тему ученые обнаружили в городе Иашчилане.

11_83

Каменный рельеф из Бонампака с изображением царя «на поле брани» (культура майя, VIII в. н. э.) (долина реки Усумасинты). На каменной притолоке с календарной датой, соответствующей 638 г. н. э., высечено несколько столкнувшихся в смертельной схватке человеческих фигур. Два высоких воина в богатых одеждах явно одолевают своих противников: они повергли врагов наземь и готовятся либо нанести им роковой удар, либо взять их в плен. Причем один из победителей, судя по отдельным деталям его костюма, — царь 1е.

Аналогичная сцена запечатлена и на двух каменных притолоках знаменитого храма в Бонампаке, на одной — могучий правитель буквально пригвоздил своего противника к земле, пронзив ему грудь длинным копьем; а на другой — царь держит поверженного наземь врага за волосы, угрожая ему своим без промаха разящим копьем, На стеле 1 из Мораля (штат Кампече) правитель майя в пышном костюме и вычурном головном уборе хватает за волосы лежащего на земле обнаженного врага и заносит над ним какое-то непонятное оружие (острая раковина кремневый или обсидиановый нож) для последнего удара.

Сменялись века, гибли цивилизации, исчезали с лица земли целые народы, но этот канонический мотив с удивительным упорством переходит от одного поколения мастеров к другому. И когда в XV в. на туманном горизонте мезоамериканской истории появилось новое светило — растущая ацтекская держава, — ее правители не преминули воспользоваться старыми образами и традициями для прославления своей власти.