До недавнего времени считалось само собой разумеющимся, что деспотия в ее классическом виде присуща только странам Древнего Востока и что ее не знали ни европейские народы, ни африканцы, ни индейцы доколумбовой Америки. Между тем — накопленные наукой новые факты позволяют предположить, что деспотическая форма правления (и тесно связанный с ней культ царя) в раннеклассовых государствах древности (в том числе и в Новом Свете: Мезоамерика, Пору) была распространена необычайно широко. Именно этот факт и обусловил, на наш взгляд, одинаковую социальную направленность искусства у многих цивилизованных народов древности (культ царя), породив в свою очередь и общее внешнее сходство его форм и сюжетов (например, в Мезоамерике и па Древнем Востоке).
Сравнительный анализ некоторых мотивов искусства из обеих областей будет тем более полезным, что, как известно, классические цивилизации доколумбовой Мексики до сих пор остаются для нас безгласными сфинксами, письмена майя и сапотеков полностью еще не прочитаны, а наличие развитой системы письменности в Теотихуакане и у альмеков вообще находится под вопросом.
Царь, поражающий врагов на поле брани
Уже на заре египетской истории древние мастера и художники этой страны, получив сверху вполне определенный заказ, создали ряд выдающихся произведений искусства, прославляющих несокрушимую мощь фараона и его многочисленные победы над врагами.
На булаве «Царя Скорпиона» — непосредственного предшественника полулегендарного Менеса, объединившего весь Египет, изображена интересная сцена, которая, по мнению Гордона Чайлда, «увековечивает победу верхнеегипетских номов над чужеземными и нижнеегипетскими кланами» .
От фараона Нармера дошла до нас замечательная шиферная пластинка, хранящаяся ныне в Каирском музее. На одной ее стороне высечена фигура царя в короне Верхнего Египта. Царь убивает своей булавой жителя западного «ливийского» нома дельты Нила. Здесь же его бог-покровитель Гор, воплощенный в образе сокола, держит на веревке иероглиф, означающий «шесть тысяч пленных».