Культовые женские статуэтки с побережья Эквадора (III тысячелетие до н. э.)женских статуэток достигла наивысшего расцвета (1500- 500 гг. до н. э.), в Старом Свете почти не осталось уже ни одного района, где сохранились бы аналогичные формы культуры.
В конце IV тысячелетия до н. э. в истории Древнего Востока произошли важные перемены. Словно яркие созвездия, засияли на темном фоне варварской периферии самые первые на земле цивилизации: в долине могучего Нила разрозненные египетские номы слились в два крупных государственных образования — Нижнее и Верхнее царства, а несколько веков спустя их объединит своей крепкой рукой фараон Менее; на лёссовых равнинах Месопотамии возникли многочисленные города-государства Шумера, чуть позднее цивилизация пришла в долину Инда и на каменистые плоскогорья Элама, далеко раздвинув тем самым границы зоны высоких культур Старого Света.
В пределах этой четко очерченной территории повсюду выросли многолюдные города, были созданы сложные системы письменности и календаря, и, что самое главное, появились на свет первые раннеклассовые государства. Вопрос о характере и внутренней структуре этих государств до сих пор вызывает ожесточенные споры среди ученых. Тем не менее восточные государства имели, как правило, деспотическую форму правления. Идейной опорой азиатской деспотии служила религия, согласно догматам которой царь считался земным божеством. Эта идеология обоготворения царя и царской власти призвана была укрепить авторитет деспота, деспотической государственности и всего эксплуататорского строя в целом.
Культ царя существовал во всех древневосточных странах, но своего апогея достиг в древнем Египте. Уже цари-объединители, именовавшие себя почитателями Гора, находились как бы под особым покровительством этого божества и даже прямо принимали его имя. Начиная с V династии, фараон рассматривался как сын солнечного бога Ра. Вера в то, что царь есть сын бога, живое божество, господствовала с самого начала и до конца политической истории Египта вплоть до победы христианства.