Ибарра Грассо

Так, например, известный боливийский ученый Ибарра Грассо утверждает, что древний человек проник в Южную Америку чуть ли не в раннем палеолите, в ашельмустьерскую эпоху. Но большинство «изоляционистов» признает одну или несколько миграций из Азии в Новый Свет в очень отдаленный период (25—30 тыс. лет назад). В дальнейшем связи обоих континентов, по их мнению, прекращаются и культуры американских индейцев развиваются вполне самостоятельно. Марксистская археология всегда выступала против теории миграционизма, разновидностью которой является «диффузионизм».

dick-ibarra-grasso

Но значит ли это, что археологи-марксисты таким образом полностью разделяют точку зрения «изоляционистов»? Нет. Они согласны с последними лишь в том, что в основе происхождения и развития древних цивилизаций Америки и Старого Света лежит местное начало что это обусловлено единством путей развития всего человечества. Но чем объясняется это единство? Не «единообразием человеческих умов», как думают «изоляционисты», а единством законов материальной жизни общества, законов общественного производства. Для обозначения параллельных явлений в эволюции отдельных человеческих групп, которые по хронологическим или географическим причинам не могли иметь контактов между собой, в исторической науке существует особое понятие — конвергенция.