Корабли

Такие корабли могли иметь на своем борту моряков и купцов, а не тех, от кого мы можем ожидать познаний в области культовой архитектуры и религии». Следовательно, утверждают «неодиффузионисты», главную роль в осуществлении азиатско-американских связей играли буддийские миссионеры и жрецы. Но каким же образом преодолевали они необозримые просторы Тихого океана? По их мнению, в начале I тысячелетия н. э. кораблестроение и мореходство в Индии и Юго-Восточной Азии были достаточно хорошо развиты. Еще во времена Птолемея индийские корабли плавали в Малайю и Индонезию не вдоль побережья, а прямо через Бенгальский залив.

117780994_korabli_kolumba

Недавнее открытие развалин большого города в Кохинхине, где обнаружены римские предметы II в. н. э., подтверждает большой размах морской торговли в древности. Так, в IV в. н. э. в Индии строились морские суда, которые значительно превосходили по размерам каравеллы Колумба и других ранних испанских путешественников. Примечательно, что и в наши дни находятся люди, которые стремятся доказать какую-либо сложную научную гипотезу, отправляясь в дальние океанские плавания на кораблях и плотах, построенных по образу и подобию древних прототипов. В качестве прямых антиподов «неодиффузионистов» выступают в американистике так называемые «изоляционисты». К их числу относится подавляющее большинство антропологов, этнографов и археологов, т. е. именно тех специалистов, которые непосредственно сталкиваются с конкретным историческим материалом