Общество

Конечно, приведенные выше факты не исключают возможности дальнейшего исследования затронутой темы. Специалисты, непосредственно сталкивающиеся с археологическим материалом, могут без труда увеличить число примеров, доказывающих наличие прямой преемственности между архаической культурой и цивилизацией майя. Но основной вывод от этого не изменится: важнейшие черты майяской цивилизации зародились в недрах местной раннее земледельческой культуры предшествующего времени.

21c7a30555462d2cc76082b8e91f65bc

Характер общества майя в эпоху Древнего царства (I тысячелетие н. э.)Вопрос о социальном строе у майя в I тысячелетии н. э. и тесно связанный с ним вопрос о появлении государства — наиболее трудные и запутанные вопросы древней истории Мезоамерики. Это объясняется и необычайной сложностью самой проблемы, и скудостью источников, освещающих ее. Поэтому прежде чем говорить о возникновении классового общества майя и о формировании у них государственной власти, необходимо ясно представить себе характер того общества и государства, с которым столкнулись на Юкатане испанские завоеватели. Материалы археологических работ в Чичен-Ице, Майяпане, Тулуме и т. д., а также сведения, почерпнутые из испанских и индейских хроник, позволяют воссоздать более или менее полную картину социальной и государственной структуры у юкатанских майя в XVI в.

К моменту появления испанских каравелл у побережья Мексики территория Юкатана была поделена между несколькими небольшими государствами («провинциями»), во главе которых стояли собственные правящие династии. Наиболее могущественными среди них были династии Шиу (провинция Мани), Кокомов (провинция Сотута) и Кануль (провинция Ах Кануль). Между отдельными провинциями велись постоянные войны в целях захвата добычи и рабов. Вся полнота власти внутри такого государства сосредоточивалась в руках правителя — «халач-виника». Власть его считалась наследственной и передавалась от одних членов династии к другим. Кроме того, что «халач-виник» управлял своей провинцией и руководил внешней политикой, он являлся верховным военачальником и исполнял некоторые религиозные функции. В словаре Мотуль термин «халачвиник» трактуется как «епископ, верховный судья, правитель» и «комисарио» (блюститель религиозных правил).

В полной собственности правителя находились обширные плантации фруктовых деревьев и какао, обрабатывавшиеся рабами и разорившимися общинниками, а с подвластного ему населения провинции он взимал еще различные дани и налоги.