«ДИФФУЗИОНИСТЫ»

Еще в конце XIX — начале XX в. ученые-американисты — Леонард Адам, Карл Гентце, Поль Риве, Хосе Имбеллиони и другие — обратили внимание на азиатско-американские параллели в искусстве. В солидных трудах К. Гентце  и Л. Адама  указывалось на интересные совпадения в мотивах, орнаментике и приемах стилизации различных изделий народов Восточной Азии, с одной стороны, и северо-западного побережья Америки и Мексики —с другой.

gul_america15

Могут ли в двух значительно удаленных областях появиться независимо друг от друга такие, к примеру, вещи, как духовое ружье-«сарбакан», флейта бога Пана и т. д.? Эти исследователи решительно отвергали подобную возможность. По их мнению, каждое сложное открытие может быть сделано человечеством только один раз. Если же мы встречаем его у различных народов или даже в разные исторические эпохи, — это все равно служит надежным доказательством каких-то взаимных связей. Таким образом, все основные культурные достижения древности — земледелие, обработка металлов, гончарный круг, каменная архитектура, письменность, календарь и т. д.— были изобретены лишь один раз, в одном определенном месте, и уже оттуда они постепенно распространялись в другие районы земного шара.

Из Египта и Месопотамии — колыбели древнейших цивилизаций — достижения культуры разносили по всему свету на остриях своих копий грабительские армии фараонов, шумерийских патеси и ассирийских царей.