Письмена

Palenque59

Имеющиеся в нашем распоряжении хотя и немногочисленные пока, факты позволяют пролить свет и на другой аспект этой проблемы: речь идет о процессе складывания системы письма у древних народов Мезоамерики. До сих пор обнаружить какие-либо зачатки его не удавалось. Одни ученые считали, что письмо майя сразу изобрел какой-то один гениальный человек, жрец-мыслитель. Другие утверждали, что наиболее ранние образчики майяской письменности, запечатленные на дереве и на листьях, безвозвратно погибли.

Palenque59

В ходе раскопок древнего поселения Чиапа де Корсо в слоях этапа Гуанакасте (250 г. до н. э. — 0 г.) был обнаружен кувшин с росписью, похожей на знаки майяской письменности. Большой обломок керамики более раннего этапа — Франсеса (450-250 гг. до н. э.) покрывали такого же рода письмена, нанесенные резьбой. В материалах этапа Франсеса содержалась и еще одна поразительная находка — плоская глиняная печать с цифрой 8, изображенной по системе черточек-точек.

Наконец, эта же загадочные знаки, которые можно условно пока назвать «протописьменностью», покрывали керамические сосуды этапа Чьпанелъ (вторая половина I тысячелетия до н. э. или 400-100 гг. до н. &.) из раскопок в Тикале.

Не меньший интерес вызвала и другая находка из Ти-каля. При расчистке настенных росписей в здании 5Д-Суб. 10-1 было установлено, что одного из изображенных там персонажей в богатой одежде и вычурном головном уборе украшал иероглиф календарного знака «Акбаль»; (название дня в ритуальном календаре майя).

Каменная скульптура божества на фасаде храма (Копан Гондурас, 770 г. н. э.)

Резной алтарь-монолит из Киригуа

Воя постройка и заложенная под ней гробница 167 датируются по методу Си 25 г. до н. э.

Итак, истоки письменности и календаря прослеживаются теперь во всех трех основных очагах культуры майя (Чиапае, горная Гватемала, Петен) уже с позднеархаического времени (300-200 гг. до н. э.). И не столь важно, в конце концов, заимствовали ли жители той или иной области майя окончательный вариант календарной системы и письменности у своих соседей, родственных им по языку и культуре, или же изобрели его самостоятельно. По-видимому, здесь имело место слияние двух потоков: местная инициатива и обмен идеями между всеми тремя областями.