Святилища и храмы

different3-89

Земледелие как основа хозяйства, простая монохромная керамика, культ глиняных женских статуэток — все эти черты без труда прослеживаются в любом уголке древней Мезоамерики: от гор Тамаулипаса до реки Улуа в Западном Гондурасе.

В начале I тысячелетия до н. э. замкнутая жизнь ранних земледельцев претерпевает серьезные изменения. Совершенствуются методы земледелия, увеличивается общее число возделываемых растений, значительных успехов достигает селекция кукурузы (скрещивание примитивных ее видов с другими растениями и выведение гибридных сортов).

different3-89

Успехи в хозяйственной сфере немедленно сказываются и на других сторонах жизни. Расширяется торговый обмен с соседними областями, появляется ужо и некоторое имущественное неравенство. Среди статуэток этого времени начинают встречаться весьма любопытные экземпляры. Это изображения людей в вычурных головных уборах или высоких конических шапках, на плечах у них — длинный плащ, а на лицах иногда — маска. Хотя эти хрупкие фигурки не имеют еще вполне сложившихся канонизированных форм, они отражают, по-видимому, процесс зарождения жречества, ставшего впоследствии могучей политической силой в истории древних цивилизаций Мезоамерики.

Примерно в то время появляются и первые святилища и храмы, построенные из дерева и глины. Их размеры еще невелики, но они уже гордо возвышаются на своих высоких пирамидальных основаниях над окружающими хижинами земледельцев.

В течение следующего, среднеархаичоского, этапа некоторые деревушки в долине Мехико превращаются в довольно крупные селения, что связано, безусловно, с известным ростом населения. Возникает и много новых поселков. Все эти внутренние процессы, признаки которых можно проследить по всей Мезоамерике, отражают в свою очередь какие-то важные изменения в экономике и социальной структуре, к сожалению, почти неуловимые на археологическом материале.

Керамика и скульптура среднеархаического времени по крайней мере в долине Мехико базируется на традициях предыдущего периода, что связывает воедино культуры раннего и среднего этапов архаики. Однако в это время начинает широко распространяться бихромная керамика, т. е. посуда, украшенная по поверхности росписью двух цветов. Появляются фигурные вазы в виде разнообразных зверей и птиц, сосуды-бутылки, сосуды с ручками и водосливами, сосуды-триподы на трех ножках, сосуды с плоским днищем и т. д., глиняные статуэтки новых типов, например типа «Д».